Дата проекта:
2018 - 2019

«Суть вещей: натюрморты ХХ века» — это проект о восприятии и понимании искусства. Что значит «понимать искусство»? Как смотреть картины так, чтобы проникнуть в суть? Что важнее в этом процессе — интеллект или эмоции?

Третьяковская галерея начинает долгосрочную программу изучения различных практик восприятия и интерпретации произведений изобразительного искусства.

Первый этап программы закончился в сентябре 2018 года. Мы предлагаем вашему вниманию небольшую выставку по итогам проекта. Надеемся, что этот материал может оказаться интересным не только специалистам, но и широкому кругу любителей искусства.

В чем суть?

Отдел образовательных программ Третьяковской галереи вместе с интегрированной театральной студией «Круг» и Мастерской художественного проектирования провел серию экспериментальных занятий для подростков 13–14 лет. Одна фокусная группа — ребята из элитных московских школ, вторая — особые подростки, те, кого по разным причинам не берут в обычные школы. И тем и другим были предложены одни и те же картины и очень похожие задания. С какой группой было интереснее погружаться в искусство? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Мир искусства — это территория равных возможностей, где особенности иногда оказываются преимуществами.

В чем особенности программы?

Во-первых, занятия, посвященные каждый раз только одной картине, были длинными (около 5 часов). Почему это важно? У современного человека (и у подростков особенно) нет привычки длительного общения с произведением искусства. Мы решили, что пора дать зрителю шанс: остановиться, рассмотреть, подумать, прислушаться к тому, что происходит внутри, когда смотришь на картину. На это нужно время.

Во-вторых, мы перенесли акцент с разговоров об искусстве на интерактивные практики общения с картинами. Треть занятия была отдана под пластические тренинги и перформансы интегрированной театральной студии «Круг» под руководством Натальи Поповой. Опыт применения этих актерских практик в музейных залах убедительно показал, что включение тела в процесс восприятия визуальных образов оказывается полезным для очень разных людей: и для тех, кому интересно искусство, и для тех, кто сосредоточен на себе, и даже для тех, кто вовлекается в этот процесс помимо своей воли. Как это было, можно увидеть на фотографиях, которые представлены на выставке. А на экране внутри «ротонды» демонстрируется фрагмент одного из самых удачных перформансов — пластический этюд на тему «Розового натюрморта» К.С. Петрова-Водкина.

И в-третьих, на выставке представлены работы, которые наши участники сделали на занятиях. Художественная практика — один из самых действенных методов изучения произведений искусства. Под руководством художников Татьяны и Николая Селивановых ребята смешивали краски, делали коллажи, выполняли творческие задания на фактуру, колорит, композицию. Опыты этого практического искусствознания вы можете посмотреть на нашей выставке. Здесь есть работы, сделанные людьми рисующими и не рисующими, обычными и особенными, индивидуальные и коллективные.

И еще несколько слов о картинах

Для программы мы выбрали из коллекции Третьяковской галереи 8 натюрмортов ХХ века. Это произведения разные по стилю, технике, подходу к натуре. Очень любопытно было вместе с ребятами рассуждать о смысле простых вещей и погружаться в эти произведения, созданные выдающимися художниками прошлого века. На занятиях мы смотрели: «Тыкву» Ильи Машкова, «Чертополох» Натальи Гончаровой, «Сухие краски» и «Агаву» Петра Кончаловского, «Розовый натюрморт» Кузьмы Петрова-Водкина, «Кувшин на столе» Любови Поповой, «Композицию» (с тканями) Лидии Мастерковой и ассамбляж Бориса Турецкого «Разрезанная туфля».

Почти все эти вещи вы можете увидеть в залах экспозиции «Искусство ХХ века» на 4 этаже.

Следующий опыт «погружения в искусство» запланирован на осень 2019.

Продолжение следует…




Авторы проекта

Елена Герасимова (Третьяковская галерея)
Наталья Попова (РОО СТР «Круг»)
Николай  и Татьяна Селивановы (Мастерская художественного проектирования)


Координаторы проекта

Екатерина Синицина
Марина Тимофеева 


Участники

учащиеся 7/8 класса  (ГБПУ города Москвы «Колледж малого бизнеса №4») 
учащиеся 7/8 класса (ГБОУ города Москвы «Школа №1514»)​

Сбербанк